Этот веб-сайт использует файлы cookie для повышения удобства работы с веб-сайтом.
OK
январь 2023

Ароматы в Искусстве

"Искусство есть способность видеть невидимое, осязать неосязаемое и рисовать то, что не имеет облика."
(с) Жозеф Жубер
На сегодняшний день одна из самых сложных задач деятелей Искусства – привлечь внимание и заинтересовать. Зритель становится все более искушенным, и не каждый открыт к новым формам.

С помощью современных технологий Искусство становится интерактивным и все больше уходит в цифровое пространство. Компьютер теперь может сам писать музыку и картины благодаря генерации элементов из накопленных баз данных. И пусть эти работы пока что для человеческого восприятия несколько абстрактны и размыты, возможно в будущем уже сложно будет отличить картину, написанную художником, от картины, созданной программой.

Единственное, что еще сложно описать двоичным кодом, и что сохраняет тепло рук творца и душу природы – аромат. Запахи помогают найти путь к сердцу зрителя, обнажить эмоции, рассказать проникновенную историю и открыть нечто важное, скрытое в тумане обыденности.

Именно поэтому соприкосновение через ольфакторный канал восприятия (наше обоняние) – один из актуальных инструментов взаимодействия со зрителем. Его используют на концертах классической и современной музыки, художественных выставках, инсталляциях и перфомансах.
XX век
Ароматы в Искусстве начали использовать еще в прошлом веке. В 1938 году на Международной сюрреалистической выставке в Париже "Exposition internationale du Surréalisme" в галерее Изящных искусств было представлено несколько произведений, в которых важную роль играли запахи.

В инсталляции художника Вольфганга Паалена дубовые листья, травы и мох, камыши и водные лилии были разбросаны вокруг искусственного пруда прямо в центре зала. Свежий лесной запах смешивался с ароматами, ассоциирующимися с жаркой Бразилией, ведь в гроте главного зала поэт Бенжамен Пере обжаривал кофейные зерна. Таким образом два противоположных настроения сливались воедино, подчеркивая дуалистические характеры миров: реального и бессознательного.
После Второй мировой войны, в поиске доверительного диалога со зрителем, для создания эффекта присутствия художники вновь вернулись к выражению мысли при помощи запахов.

В 1975 году Билл Виола (американский художник видеоарта) в своей работе "Il Vapor" использовал яркий аромат эвкалипта. Перед большим экраном, на котором воспроизводилась запись, как художник запускает эвкалиптовые листья в чан с кипящей водой, стоял настоящий чан, распространяющий ароматный пар.

Немецкий художник Вольфганг Лаиб в 1988 году добился "полного погружения" зрителя в инсталляцию "The Passageway" (с англ. – проход, коридор, галерея), собранную из кубов пчелиного воска. По залу распространялся сладкий и расслабляющий медовый аромат, что создавало единое пространство и чувство защищенности, полностью погружая зрителя в творчество мастера.
Знаковая работа "Spice Chess" японской художницы и участницы группы "Fluxus" Такако Саито в 1965 году призывала к социальному равенству. В шахматном наборе все фигуры были заменены на бутылочки с пряными запахами. К примеру, белые пешки были наполнены экстрактом корицы, белые кони – имбирем, белые ладьи – мускатным орехом, белый ферзь – анисом. Черные слоны – тмином, черный король – асафетидой (высушенным натуральным латексом), а черный ферзь – кайенским перцем. Прежде чем сделать ход, игроки подносили бутылочку к носу и по запаху определяли статус фигуры. Саито таким образом обратила внимание на неравенство людей, классовую и расовую категоричность, которые ставят клеймо на человека и определяют его возможность передвижения в социальном пространстве.
XI век
В нашем веке парфюмерные композиции часто являются полноценными участниками творческих проектов. Мультисенсорность окружающего мира словно ворвалась в современные и классические выставочные залы, усиливая эмоциональный контакт зрителя и художника.

На выставке "In Search of Scents Lost" ("В поисках утерянных ароматов"), прошедшей в 2015 году в галерее Рейксмузеум в Амстердаме, запахи заняли ключевое место в исследовании зрителем работ известных художников. Каждая картина на выставке была обрамлена определенным ароматом.

К примеру, у картины Гертгена тот Синт Янса "Поклонение волхвов" можно было почувствовать горьковатый и плотный запах мирры, оттеняющий сюжет библейской истории. Этот аромат своим тяжелым звучанием создавал нагнетающую атмосферу и сообщал зрителю о трудной судьбе Иисуса Христа.
Итальянский скульптор и дизайнер Маттео Чибик в 2017 году создал невероятные футуристические цветы и растения из белого гипса, одарив каждый уникальным и ярким ароматом. Тут автор показывает как тесно связаны восприятия: визуальное и ольфакторное.

Эта мысль также лежала в основе проекта "ECAL" ("Букет"), созданного студентами швейцарского Университета прикладных наук под руководством Никласа Роя. ECAL – это обонятельное устройство, которое при помощи специального сопла позволяет передавать цвет с экрана через ассоциативное сочетание ароматов. Создается феномен синестезии, приумножающий чувственное восприятие.

В рамках международного фестиваля дизайна "DESIGN ACT-2010" российский арт-проект «Аромамедиа» представил в Москве инсталляцию "Архитектура воздуха". Зрителю предлагалось попасть в небольшое пространство, ограниченное черным кубом, в котором полностью отсутствовал свет. Входя внутрь куба, зритель слышал объемный, раскрывающийся звук и ощущал легкий, расширяющий пространство аромат. Без основного канала коммуникации – зрения, выстраивается своеобразная архитектура воздуха, обретающая форму и многомерность благодаря вибрациям звука и запаха.

В 2022 году в Санкт-Петербурге прошла выставка "Everplace NFT". Зрителю предлагался чувственный опыт в восприятии сложного технологического Искусства, выполненного в разных медиа-жанрах. На этой выставке картины Серафимы Сажиной, посвященные сновидениям разных людей, были дополненны подвешенными к потолку ольфакторными гипсовыми объектами Лилии Бакановой. Эта совместная работа предлагала зрителям ощутить состояние, когда сон полностью овладевает телом и сознанием, из которого не выбраться, пока не проснешься.
Заключение
В этой небольшой подборке художественных проектов, которые тесно переплетены с чувственным миром ароматов, отчетливо видно, что разные каналы восприятия создают объемную и многомерную действительность. Ощущения усиливаются на фоне ассоциаций и воспоминаний, и зритель становится соавтором и непосредственным участником творческого процесса.

Если переложить такой опыт на нашу жизнь, можно смело сказать, что каждый из нас является творцом и художником, использующим ольфакторные каналы восприятия для создания своего собственного образа.

Подбирая парфюм под определенное настроение и задачи, подчеркивая концепцию интерьера особыми ароматами, мы создаем уникальный диалог с окружающим миром, в который вкладываем свою историю и рассказываем об индивидуальном взгляде на жизнь.

Найти вдохновение, преобразить мироощущение и наполнить жизнь яркими красками помогут парфюмерные композиции DIVINE AROMA, в сердце которых каждый найдет частичку своего характера. Создайте творческое пространство, сотканное из изысканных и утонченных ароматов…
Понравилась статья? Не забудьте поделиться с друзьями в социальных сетях.