Этот веб-сайт использует файлы cookie для повышения удобства работы с веб-сайтом.
OK
ноябрь 2023

Гид по миру парфюмерии: группы, классификации и семейства ароматов

"Духи - главное. Это - автограф личности…" (с) Палома Пикассо.
Мир парфюмерии как отдельная вселенная — безграничен, необъятен, полон загадок и тайн. Все потому, что ольфакторное восприятие — сложный механизм прочтения окружающих сигналов и каждый запах воспринимается нами по-разному, индивидуально и зачастую зависит от личных ассоциаций и воспоминаний. Чтобы упорядочить разнообразие ароматов и запахов, используемых в парфюмерной индустрии, созданы классификации ароматов, их распределение по группам, видам ароматов и характеристикам. Предлагаем познакомиться с самыми популярными из них, в том числе чтобы лучше понимать на что обращать внимание при выборе нового флакона любимых духов.

Парфюмерные основы

В целом, состав парфюмерии не сложный: спирт, парфюмерная основа и вода. Процентное соотношение этих компонентов определяет, к какой категории относится парфюмерная продукция:

  • духи (20-30% парфюмерной основы);
  • парфюмерная вода (15-20%);
  • туалетная вода (5-15%);
  • одеколон (1-1,5%).
Чем выше концентрация парфюмерной основы, тем интенсивнее и насыщенней звучит аромат. Духи раскрываются ярко и многогранно, окутывают облаком из калейдоскопа нот с разными оттенками. Одеколоны более интимны, ложатся близко к телу и уловимы окружающими лишь на небольшом расстоянии.

Самые популярные категории: парфюмерная и туалетная вода. Разница между ними зачастую незначительна, ведь важную роль играет раскрытие композиции. Так, например, уверенная база из теплых амбровых и ванильных нот, сандаловых и пряных оттенков в парфюмерной воде могут оставлять за собой стойкий и манкий шлейф, близкий к диффузности духов.

Рынок парфюмерии предлагает также абсолютно противоположный, бесспиртовой формат — сухие (твердые) духи. Они представляют собой смесь воска и эфирных масел, имеют плотную, густую консистенцию. Насыщенность аромата зависит используемых масел, количества нанесенной основы, температуры тела и воздуха.
Чтобы понять, как раскрывается аромат, достаточно познакомиться с понятием "Ольфакторной пирамиды".

Ольфакторная пирамида (пирамида аромата) — это последовательность раскрытия нот, напрямую связанная с химическими и физическими реакциями интенсивности их испарения.

Согласно классическому принципу французской парфюмерной школы, аромат раскрывается поэтапно:

  • сначала звучат верхние ноты;
  • затем ноты сердца или средние ноты;
  • завершают пирамиду базовые или шлейфовые ноты.
Верхние ноты создают первое впечатление об аромате. Как правило, они яркие, игривые, подобно пузырькам шампанского. Ноты сердца (средние) демонстрируют характер и темперамент аромата. Они раскрывают его историю и замысел. Становится понятно, для кого создавался аромат: юной и романтичной натуры или зрелой, сильной и целеустремленной личности. Все это чувствуется в сердце парфюма, но интрига все еще сохраняется.
А вот насколько верно мы разгадали "код аромата", подскажут базовые ноты. Они ощущаются в завершающей части раскрытия композиции, обеспечивают стойкость и глубину, дарят манящий шлейф. Базовые ноты могут сопровождать нас от шести часов до суток, на некоторых видах тканей и до нескольких дней.

Равновесие, плавность перехода между тремя уровнями создают единство и гармонию всей партитуры парфюмерной композиции. В изящности такого перехода от уровня к уровню отражается великое мастерство парфюмеров.
"Колесо Ароматов" Майкла Эдвардса
Хоть данная классификация ароматов в парфюмерии не охватывает в полной мере все популярные и трендовые запахи современности, такие как: кожа и замша, минералы и ароматы "чистоты" (стирального порошка, уходовых средств и т.п.), она учитывает основные, базовые группы ароматов и помогает в определении классификации, семейства ароматов.
Свою классификацию ароматов Майкл Эдвардс создал в 1983 году, а в 1992 году "сформулировал" ее в виде своеобразного "колеса". Запахи Эдвардс разделил на четыре "семейства": древесные, цветочные, восточные, свежие. В каждой "семье" есть группы, всего их четырнадцать. Все они располагаются по кругу согласно принципу "схожести" и "родственности". По сути, это своего рода подсказка: если любимые духи — яркие цветочные, то стоит присмотреться к цветочно-восточным ароматам и близким к ним "мягким" ориентальным, которые можно носить вечером, на важных и особенных мероприятиях для создания чувственного и многогранного образа.

Познакомимся с каждой группой ароматов в парфюмерии:
Цветочные

Одно из самых популярных семейств ароматов женской парфюмерии. Практически в каждой композиции используются цветочные ноты. Подразделяются на группы:

  • цветочные (аккорды свежесрезанных цветов, ноты розы, жасмина, иланг-иланга и т.д.);
  • цветочные мягкие (альдегиды и легкие цветочные ноты с нежными, сливочно-пудровыми оттенками);
  • цветочно-восточные (например: цветы апельсинового дерева, подчеркнутые сладкими специями с ориентальным звучанием).
Восточные

Семейство ароматов, уносящих вслед за собой в восточную сказку, где воздух пропитан изумительными запахами специй и пряностей. Яркие, теплые и чувственные композиции. Подразделяются на группы:

  • восточные (например: ноты мирры и ладана, с плотными, дымным звучанием);
  • восточные мягкие (натуральная и синтетическая амбра, лабданум, амброксан и т.д.);
  • восточно-древесные (бобы тонка, ваниль, пряности и специи в союзе с теплыми нотами сандала и т.д.).
Древесные

Семейство ароматов, олицетворяющих спокойствие и уверенность, выдержку и целеустремленность. Подразделяются на группы:

  • древесные (ветивер, экзотические породы деревьев и т.д.);
  • древесные сухие (кора, сандаловое дерево, кедр, ветивер, кашмирское дерево и т.д.);
  • мшисто-древесные (ароматы лесных прогулок, например: изящная комбинация свежести нот бергамота, пачулей, дубового мха).
Свежие

Семейство состоит из ароматов, поднимающих жизненный тонус и наполняющих энергией. Всплеск эмоций и ощущение единства с природой и окружающим миром. Подразделяются на группы:

  • фужерные (например: лаванда, кумарин, подчеркнутые древесными аккордами).
  • цитрусовые (бергамот, лимон, грейпфрут и т.д.);
  • водные (морские спреи, акватические ноты лилии, озоновые оттенки и т.д.);
  • зеленые (ноты свежескошенной травы, листьев зеленого чая и т.д.);
  • фруктовые (разнообразие сладких фруктовых и ягодных нот: смородина, виноград, персики, груша, малина и т.д.).

Французский взгляд

В 1990 году на консилиуме Французского комитета парфюмерии (Le Comite Francais du Parfum) определили свою классификацию ароматов. Парфюмерные эссенции разделили на семь групп:

  • цитрусовые,
  • цветочные,
  • папоротниковые (фужерные),
  • шипровые,
  • древесные,
  • амбровые (восточные);
  • кожаные.
В отличие от "колеса" Эдвардса, в Классификации ароматов французского сообщества, впервые выделена "особенная" группа: кожаные ароматы. Парфюмерия с нотами кожи — сложная и структурная. Как правило, используется в "нишевых" ароматах и не популярна среди продукции "масс-маркета". Дело в том, что нетривиально и эффектно передать аромат кожи и замши — кропотливая работа парфюмеров, требующая больших вложений для производителя, в том числе финансовых.

Ароматы с нотами кожи и замши обладают элитарным характером и энергией власти. Такие ноты идеально сочетаются с древесными аккордами можжевельника, смолой березовой коры, нотами табака, шипровыми и восточными оттенками.

Съедобное и несъедобное

В 1992 году амбициозный Тьерри Мюглер создал "съедобный" парфюм "Angel", тем самым выделил новую группу "Гурманских ароматов". Основные ноты гурманских композиций: какао и шоколад, взбитые сливки, мед, пралине, сахарная вата, маршмеллоу, миндаль, печенье, карамель, фисташки, поп-корн и т.д.

Чуть позже, в 1998 году ведущими парфюмерами марки "Comme des Garçons Parfums" — Анн-Софи Шапюи-Карью и Мартином Палликсом был создан аромат "Odeur 53", представляющий собой первое официальное упоминание "минеральных пород" в парфюмерии. Ольфакторная пирамида аромата состояла из нот: металла, гальки, глины и песка.

Лишь в 2010-х годах этого века заговорили о рождении новой классификации в ароматах — минералы. До этого такого понятия как «минеральные ароматы» просто не существовало, хотя запахи этой группы использовались и раньше.

В этом семействе ароматов отражается дух времени, когда весь мир устремился к естественности, бережливому потреблению и воссоединению с природой.

Основные ноты минеральных (органических) композиций: мрамор, галька, каменные породы, песок, глина, металл, нефть, мел, бетон, почва, соль и т.д. При этом парфюмерные основы других групп также обладают минеральным звучанием. К примеру, пачули (древесная группа) обладает ярко выраженным землистым тоном, а серая амбра (амбровая или восточная группа) имеет ощутимое соленое послевкусие.
Следует выбирать ароматы, которые подчеркивают индивидуальность, дарят особенное мироощущение и уверенность. К примеру, парфюмерная вода с ориентальными и пряными оттенками помогает создать образ человека спокойного и мудрого, нестандартно мыслящего, но придерживающегося правилам. Ароматы цветочной группы раскрывают нежность и романтичность взглядов, а древесные и фужерные (папоротниковые) композиции подчеркивают целеустремленность, силу и взвешенность характера. Используйте эти знания в создании своего исключительного стиля при выборе любимых ароматов. Выразить свою индивидуальность можно, подобрав ароматические диффузоры или парфюмированные спреи.
Понравилась статья? Не забудьте поделиться с друзьями в социальных сетях.
Читайте еще