Давно прошли времена, когда парфюмеры, словно алхимики, готовили свои ароматы из лишь одним им ведомых компонентов. Сегодня любители парфюмерии могут быть уверены в безопасности продукции, — регулярно принимаются законы, призванные защитить потребителей. Законы меняются и дополняются, и производители продукции с трудом успевают следить за новостями. Например, для заботы о здоровье покупателей регулярно меняется список подакцизных товаров, и производители должны точно знать ответ на вопрос «духи — подакцизный товар или нет?», чтобы не нарушить законодательство. Не менее важно быть в курсе и других требований, которые регулируют продажу парфюмерной продукции.
Так, например, осенью 2020 года стала обязательной маркировка духов, парфюмерной и туалетной воды. Новый закон исключает возможность продажи парфюмерии без Data Matrix (специального кода, который наносится на этикетку каждого флакона с парфюмом или на его картонную упаковку).
Маркировка косметических товаров дает возможность избавить рынок от контрафактной продукции, защитить производителей и покупателей.
Разумеется, до 2020 года парфюмерия и косметические средства тоже контролировались и маркировались. В 2017 году была создана система мониторинга товаров «Честный ЗНАК». Парфюмерия тогда не входила в перечень товаров, которые контролировались новой системой. Проект поначалу был, скорее, экспериментом, который мог бы очистить рынок от фальсификата. В феврале 2017 года была внедрена маркировка лекарственных средств. Опыт оказался успешным, и список товаров, которые непременно должны продаваться маркированными, стал расширяться.
Маркировка парфюмерно-косметической продукции стала внедряться после выхода Распоряжения Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р. Тогда в этом Распоряжении был опубликован утвержденный список товарных групп, подпадающих под действие новой программы. Спустя некоторое время, 31 декабря 2019 года, вышло новое постановление. Тогда Постановление Правительства РФ № 1957 от 31 декабря 2019 года определило правила маркировки духов.
Тогда производителям парфюмерно-косметической продукции пришлось реагировать оперативно и узнавать, что такое «маркировка духов». Сроки поджимали:
- С 01.12.2019 по 31.03.2020 участники программы должны были зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК».
- С 01.10.2020 участникам необходимо информировать «Честный ЗНАК» обо всех этапах перемещениях продукции от производителя к потребителю. Сообщать необходимо об импорте, производстве, приемке товаров и их продаже. Если товар был произведен после 1 октября 2020 года, то продавать его без маркировки запрещалось.
- До 30.09.21 было необходимо распродать все непромаркированные остатки.
Можно сказать, что именно в конце 2021 года началась эпоха маркировки парфюмерии. Последние новости и правила должен знать любой игрок рынка косметической продукции.