Этот веб-сайт использует файлы cookie для повышения удобства работы с веб-сайтом.
OK
декабрь 2023

Нишевая парфюмерия: ставка на индивидуальность

"Раньше экспериментировали в искусстве.
Теперь эксперименты стали искусством."

(с) Ивлин Во
Терминология в мире парфюмерии порой носит сугубо профессиональный подтекст. "Носами" называют парфюмеров, которые способны из сотни химических молекул с определенными летучими свойствами воссоздать конкретный запах, порой неотличимый от природного. В этом заключается истинное мастерство современной парфюмерной индустрии.

Молекулы запахов играют своеобразную музыку для нашей обонятельной системы. Квантовые частицы словно "перепрыгивают" с атома на атом и заставляют вибрировать связи между молекулами. Так мы чувствуем ароматы.

Каждая молекула имеет свою индивидуальную частоту вибрации. При этом молекулы разных форм и составов могут носить схожий ольфакторный потенциал. К примеру, запах цианида (один из самых старых ядов, известных человечеству) практически не отличим от запаха горького обжаренного миндаля.

Эксперименты парфюмеров часто приводят к культурному осмыслению происходящих событий, переоценке ценностей. Каждый такой эксперимент, и каждый новый опыт получают свои термины.

Невероятную популярность в наши дни среди женских и мужских ароматов обретают "нишевые" парфюмерные композиции. Попробуем разобраться в значении этого термина и какой замысел таиться внутри таких парфюмов.

La niche

Нишевая парфюмерия — что это?

Французский парфюмерный термин "La niche" переводится как "ячейка" или "сектор". В переносном смысле — это очень узкий, ассертивный сегмент ароматов, который выпускается одним единственным производителем для потребителей с очень нетривиальными запросами. Иными словами, нишевая парфюмерия — это авторские композиции, которые подобно авангардному искусству вряд ли будут по нраву большинству. Тем не менее, нишевые ароматы с каждым годом набирают колоссальную популярность во всем мире.
Как создаются нишевые ароматы?

Создание нишевой парфюмерии — дорогостоящий процесс. Сырье, которое используется в этой продукции — ограниченный ресурс. Если это натуральные эфирные масла, то они строго привязаны к географическому расположению произрастания растений: цветы апельсина покупают только в Марокко, Алжире и Тунисе, эссенцию гваякового дерева – в Индонезии, иланг-иланга — на Филиппинах и в Малайзии, ириса и лаванды — во Франции. Стоит принимать во внимание, что натуральное сырье — довольно капризный продукт, чей аромат зависит от погодных условий, способов взращивания и времени сбора.

Еще одна особенность сырья для нишевой парфюмерии – его необычность. Например, в нишевой парфюмерии могут использоваться ноты: спиртных напитков, шампиньонов, трюфелей, мокрого табака, минеральных запахов (бетон, песок, мрамор, соль, почва, нефть и т.д.) и даже крови. Поэтому не стоит удивляться, когда на презентации нового аромата организаторы сравнивают этапы раскрытия парфюмерной композиции с запахом "тлеющих в камине углей", "мокрого асфальта после дождя" и " коллекционных книг".

Здесь, конечно же, речь идет о "воссозданных" в лабораториях запахах, производство которых невероятно трудозатратно, схоже с поиском алхимиками "философского камня", что соответственно предполагает высокую стоимость таких ингредиентов.

Принято считать, что первым брендом, который работал в сегменте нишевой парфюмерии, был "L'Artisan Parfumeur", основанный в 1976 году. Тогда еще не такой известный парфюмер Жан-Франсуа Лапорт создал уникальный аромат "Mure et Musc". Именно с этого момента многие производители парфюмерии стали добавлять в свою продукцию "нишевые" ноты.

Название аромата говорит само за себя: "Ежевика и Мускус". Ольфакторная пирамида для того времени стала феноменом. В ней слились фруктовые, ягодные и фужерные ноты, а возглавил композицию телесный, но страстный мускус:
Верхние ноты — базилик, мандарин, амальфитанский лимон, и апельсин.
Ноты сердца — ежевика и красные ягоды.
Базовые ноты — мускус и дубовый мох.

Флаконы

"....А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?"
(с) Н. Заболоцкий
Говоря о внешнем оформлении нестандартного и не массового продукта, стоит отметить, что важную роль в презентации играет дизайн упаковки. Как и драгоценная, эксклюзивная формула нишевого аромата, флакон с такой продукцией должен соответствовать определенному уровню, классу и… концепции.

К юбилею бренда парфюмерной продукции класса "люкс" полюбившиеся покупателям бестселлеры переиздают в классическом составе ингредиентов, но в лимитированных флаконах. Порой масштабы набирают невероятные обороты и аромат разливают во флаконы в ограниченном или единственном экземпляре, украшенные драгоценными камнями и металлами.

В нишевой парфюмерии дизайн флакона играет важную роль с самого начала, т.к. аромат не будет переиздаваться в том виде, в каком был создан когда-то. Даже если он послужит вдохновением для следующего шедевра, это уже будет совершенно другая история и лирика.

Флакон должен транслировать публике концепцию и философию аромата, раскрывать замысел парфюмеров в полном объеме, оставляя лишь пространство для фантазии и личных ассоциаций.

Флаконы нишевых ароматов часто привлекают коллекционеров парфюмерии, и в большей степени за заслуги своеобразного "транслятора" всей красоты и эксклюзивности содержимого.

На сегодняшний день самый дорогой флакон духов — "Shumukh" бренда "The Spirit of Dubai". Он был создан в 2019 году и продан за 1,3 миллиона долларов (81 миллион рублей). Флакон украшен 3571 бриллиантом, топазом, жемчугом, 2479,26 гр золота и 5892,88 гр серебра. В композицию аромата вошли ноты: Амбра, Бергамот, Корица, Ладан, Лаванда, Бобы тонка, Иланг-иланг, Мускус, Роза, Пачули, Розовый перец (красные ягоды), Сандал, Виргинский кедр, Уд, Жасмин и Жасмин Самбак.
Если говорить о более абстрактных видах нишевой парфюмерии, то одним из самых дорогих экземпляров стал аромат "Yü", созданный парфюмером Сесиль Краковер. Сесиль представляет четвертое поколение дома "Mane" (Франция). Цветочно-древесный аромат, выпущенный ограниченным тиражом, невероятно привлекателен своей изысканной палитрой: Фрезия, Бергамот, Петитгрейн, Африканский апельсиновый цвет, Ваниль, Ветивер, Иланг-иланг и Сандал.

"Yü" в переводе с китайского языка означает "дождь" и аромат действительно рождает неподдельные и согревающие душу ассоциации с летним дождем: мягким, освежающим и вдохновляющим. Флакон подчеркивает это настроение. Он имеет красивую каплевидную форму, что как нельзя лучше демонстрирует искусство воссоздания творческой фантазии парфюмера в чем-то осязаемом, к чему можно прикоснуться и проникнуться мыслью автора.

Ниша: селективная или люксовая парфюмерия?

К термину "селективная парфюмерия" в нашей стране как правило прибегают, когда говорят об эксклюзивных ароматах независимых брендов, чья продукция представлена в парфюмерных бутиках, в фирменных корнерах. "Select" в переводе с английского означает "выбор".

Примечательно: во Франции термином "select" ("избранный" или "отобранный") отмечают главным образом эксклюзивные линейки известных люксовых домов: "La Collection Privée" от Dior, "Les Exceptions" от Mugler, "Privé" от Giorgio Armani и т.д.

Тем не менее по правилам рынка выбор места, где будет представлен аромат, зависит в большей степени от коммерческих партнеров (дистрибьюторов, агентов и ритейлеров). Поэтому и в сетевых точках продаж можно встретить особенные полки с селективными духами.

Точное определение термину "селективный парфюм" дать крайне непросто: в эту категорию могут попасть как сложные для восприятия, авангардные работы, так и композиции, которые можно было бы с легкостью представить в сегментах люкс и масс-маркет.

Именно поэтому, определение "селективный" не совсем корректно по отношению к авторской парфюмерии, т.к. не отображает реального значения слова. Для описания продукции парфюмерных домов, независимых от массовых предпочтений и строгих правил в индустрии, используют понятие "нишевых" ароматов.

Но так или иначе, ниша относится к селективам, т.к. основные качества такой продукции определяют ее в особый сегмент:

  • небольшие объемы производства;
  • отдельные или обособленные точки продаж;
  • в определенных пределах художественная и творческая свобода парфюмера;
  • минимальные расходы на продвижение и небольшое присутствие в сегменте "громких имен";
  • относительная независимость от компаний-инвесторов, влияние которых приводит к производству массовой продукции.
Производители нишевой парфюмерии, в отличии от сегментов люкс и масс-маркет, не используют масштабные и агрессивные пиар-компании, а делают ставку на уникальность и оригинальность самой парфюмерной композиции. Как правило, такие ароматы стоят дороже люксовых ароматов, широко представленных в сетевых магазинах.
Парфюмерный гардероб — это отражение индивидуальности и исключительности. Аромат подчеркивает черты характера и настроение, которые вы хотите продемонстрировать. Он вдохновляет на новые свершения и дарит калейдоскоп чувственных удовольствий.

Достоинства нишевой парфюмерии очевидны, поскольку в ней легко отыскать частичку своей личной истории, пробудить понятные только вам воспоминания и ассоциации, обрести чувство гармонии с самим собой.

Кому подходит нишевый аромат? Каждому, кто ценит необычное, яркое и живое. Каждому, кто ищет себя или уже нашел. Позвольте себе разнообразие эмоций и ощущений, выбирайте уникальные ароматические диффузоры или парфюмированные спреи для Вашего дома или авто. Экспериментируйте и будьте свободны в своем выборе.
Понравилась статья? Не забудьте поделиться с друзьями в социальных сетях.
Читайте еще