Этот веб-сайт использует файлы cookie для повышения удобства работы с веб-сайтом.
OK
январь 2024

Ольфакторный канал восприятия: как мы ощущаем ароматы

Искусство ароматов — это отчасти магия. Никакой другой внешний импульс, кроме запаха, не способен так быстро и реалистично создавать в воображении мыслеобразы, вызывающие чувственный отклик. Поэтому значение обоняния в жизни человека невозможно переоценить.

Как устроена обонятельная система

Схематично обонятельная система организма состоит из периферической части, проводникового и коркового отделов, которые располагаются в головном мозге.

На слизистой оболочке носа расположены отростки нейронов (дендриты) с еще более крошечными ответвлениями-ресничками, покрытыми мембранными обонятельными рецепторами. Когда человек делает вдох, молекулы аромата, содержащиеся в воздухе, раздражают эти рецепторы. Затем они передают нервный импульс по нейронам далее в проводниковый отдел. Там размещается луковица, выполняющая функцию соединения нейронов с митральными клетками. Эти клетки являются каналом прохождения сигнала в корковый отдел мозга.

Корковый отдел состоит из:
- обонятельной извилины;
- гиппокампа;
- прегрушевидной области.


После того, как сигнал обработан этими структурами, комплексная информация поступает в ассоциативную кору, где и рождаются ощущения от взаимодействия с ароматом.

Виды обоняния

В процессе эволюции чувство обоняния совершенствовалось и усложнялось. У современного человека условно можно выделить три обонятельных системы:
- древнюю (отвечает за примитивные рефлексы, функционирующую автоматически);
- новую (тоже с признаками автоматических реакций, но приобретенных: выбор пригодной пищи, избегание вредных веществ и т. п.);
- новейшую (обеспечивающее сознательное восприятие запаха и его анализ).

Механизм восприятия запахов

Как мы чувствуем запахи? Этот сложный процесс выстроен на взаимодействии между собой клеток организма, отлаженном, как игра профессионального оркестра. Внутренняя поверхность носовых раковин покрыта слизистой оболочкой, состоящей из обонятельных клеток. Их количество поразительно: порядка 100 миллионов на площади в несколько квадратных сантиметров. Из каждой клетки выступает до 25 обонятельных волосков, которые выходят из узелка дендрита. Эти мельчайшие реснички покрывают слизистую прочной сетью, которая реагирует на запахи-раздражители и передает импульс обонятельным клеткам. Далее по нейронам информация отправляется для обработки в мозг.

У далеких предков людей носы были гораздо больше по размеру, чем у современных, а запахи они ощущали ничуть не хуже, чем собаки. Однако со временем человечество встало на путь коллективного выживания и сделало ставку на межличностное общение, поместив сенсорное восприятие на второй план. Информацию стали получать из уст в уста, а не ориентируясь на собственные органы чувств. Ученые считают, что такое перестроение общества в процессе эволюции привело к уменьшению органа восприятия запахов.

Мозг человека также стал уделять меньше времени и сил на обработку сигналов, получаемых посредством носа. Информационный поток становился интенсивнее из века в век, поэтому обонятельное восприятие постепенно потеряло главенствующую роль, а ощущения притупились. Некоторые ученые уверены, что люди способны вернуть остроту своего нюха, если сосредоточат внимание именно на этом канале восприятия действительности.

Значение обоняния в жизни человека

В первую очередь обонятельная система позволяет нам ориентироваться в окружающей действительности и избегать контакта с веществами, вредными для организма. Среди других органов чувств человека обоняние отличается тем, что дает возможность принимать правильные решение зачастую бессознательно. К примеру, нам не хочется близко общаться с человеком, от которого «пахнет» нездоровьем. Мы не всегда можем с точностью сказать, какой именно это запах, но интуитивно понимаем, что общение может быть небезопасным.

При сохранении исходной функции обеспечения безопасности обоняние — это и ключ к психологическому состоянию человека. Так, ароматы лаванды, чабреца, ромашки имеют расслабляющий эффект, настраивают на сон, успокаивают нервную систему. Цитрусовые запахи, напротив, бодрят, наполняют энергией и пробуждают аппетит. Древесные ароматы создают рабочую атмосферу, дают ощущение покоя и стабильности. Поэтому грамотный аромадизайн помещений помогает создавать нужное в текущий момент настроение и даже корректировать поведение человека.

Эмоциональная природа запаха

Что такое обоняние у человека? Это одновременно физическая способность и психологический механизм. Научно доказано, что отделы мозга, участвующие в восприятии запахов, появились у наших древних предков одними из самых первых. Позднее они трансформировались в базальные структуры, которые контролируют чувства и эмоции человека. Отсюда такая тесная взаимосвязь между восприятием аромата и эмоциональным реагированием на него.

Даже на выбор пищи обоняние влияет куда больше, чем вкус. Наверное, каждый сталкивался с ситуацией, когда аромат блюда оказывался настолько неприятным, что попробовать его желания уже не возникало. Велика роль обоняния и в межличностных отношениях, особенно романтических. Известны теории, что мы воспринимаем партнеров противоположного пола «на нюх», даже не начиная общение. И буквально в течение первых секунд принимается решение о дальнейшем взаимодействии с человеком.

В зависимости от текущего эмоционального состояния один и тот же аромат воспринимается по-разному. Гнев, раздражение, подавленность не самые мудрые советчики в выборе аромата, в то время как радость или вдохновение способны раскрыть даже ранее непривлекательный запах в новом свете.

Обоняние и возраст человека

Обонятельное восприятие в процессе жизни человека значительно меняется. Пик его остроты приходится на возраст 18-19 лет, затем с течением времени ощущение запаха медленно притупляется. У детей обоняние развито лучше других типов сенсорного восприятия, поскольку в первые месяцы после рождения характерно пищевое поведение и преобладание поискового инстинкта. Быстрее остальных органов чувств источник питания помогает найти именно нос.

Всем известны и такие феномены, как запах старости и, в противовес, младенческий запах. И та, и другая «парфюмерная композиция» складывается из ароматических веществ, выделяемых кожей человека в разном возрасте. На эти процессы практически невозможно влиять, и единственным спасением в пожилом возрасте остается следование правилам гигиены.

Обонятельная память. Феномен Пруста

Способность ароматов и вкусовых ощущений вызывать воспоминания и ассоциации называется феноменом Пруста или ольфакторным восприятием. Она была художественно описана в романе «По направлению к Свану». Главный герой произведения пьет чай с липовым цветом и пробует бисквитное пирожное «Мадлен». Эти вкусовые и обонятельные ощущения вмиг переносят его в далекое детство, когда ему приходилось пробовать такой же десерт, приготовленный его тетей. Вместе с воспоминаниями о фактах просыпаются и эмоции, испытанные в детстве. С тех пор, как книга Пруста обрела популярность, в научной среде «мадленка Пруста» означает предмет или явление, взаимодействие с которым рождает поток эмоционально окрашенных воспоминаний.

Как работает обоняние в этом случае?

1. Молекулы аромата попадают на слизистую;
2. Обонятельная луковица создает образ запаха;
3. Периморфная кора расшифровывает образ;
4. Миндалевидное тело продуцирует эмоции;
5. Гиппокамп подсказывает, при каких обстоятельствах в прошлом человек сталкивался с таким же ароматом;
6. В орбитофронтальной коре формируется решение, взаимодействовать ли с ароматом дальше.

Вот почему один и тот же запах способен вызвать совершенно противоположную реакцию у разных людей: ведь у всех свои воспоминания и ассоциации.

Ольфакторная память наиболее длительная. Если однажды человек столкнулся с ароматом в неприятной ситуации, то с большой долей вероятности на протяжении всей жизни этот запах будет вызывать у него негативные ассоциации. С другой стороны, позитивное подкрепление работает так же долго.
В основе механизма поэтапного раскрытия парфюмерных композиций находится ольфакторная пирамида аромата. Она описывает последовательность раскрытия нот, которая зависит от интенсивности их испарения. Это классический принцип французской парфюмерной школы.

• Сначала звучат верхние ноты. Они формируют первое впечатление об аромате. Эти ноты самые яркие, броские, демонстративные.
• Затем подключаются ноты сердца или средние ноты. Они отражают характер и замысел аромата, звучат сдержаннее и увереннее верхних нот.
• Завершают пирамиду базовые или шлейфовые ноты. Они обеспечивают стойкость и глубину аромата, формируют его шлейф. Базовые ноты могут звучать от шести часов до суток, на некоторых видах тканей остаются и до нескольких дней.

Плавность перехода между тремя уровнями создают единство и гармонию всей парфюмерной композиции. В изящности такого перехода отражается истинное мастерство парфюмеров.

Как воспринимаются различные запахи?

Как возникает ощущение запаха? Ученые-физиологи установили, что восприятие органами чувств начинается с первичных ощущений. Однако если для формирования первого впечатления о вкусе хватает 4-5 первичных ощущений, для создания зрительного образа — трех, то при вдыхании аромата возникает до 100 первичных ощущений единовременно.

Самая общая классификация первичных ароматов включает в себя:
- камфорный (резкий, сильный);
- мускусный (сладковатый, бальзамический);
- цветочный;
- эфирный;
- мятный (зеленый, прохладный);
- едкий (острый);
- гнилостный.


Более поздние физиологические исследования позволили расширить эту классификацию, добавив в нее запахи пыли, горения, технических веществ и т. п. Однако основная идея осталась неизменной: запахи изначально подразделяются на приятные и неприятные, и решение о характере запаха человек принимает в первые секунды знакомства с ним. Также существуют «безразличные» ароматы — те, с которыми приходится взаимодействовать длительный период, отчего они перестают как-либо оцениваться мозгом.

Интересные факты об обонянии и запахах

Физиология обоняния до сих пор до конца не изучена, и в процессе работы ученые продолжают пополнять коллекцию занимательных фактов об этой способности человека.

1. Запахи ярче воспринимаются весной и летом за счет тепла и повышенной влажности, а наиболее хорошо — при температуре 38 градусов.

2. Объем кратковременной обонятельной памяти человека равен 7–10 ароматам. Запахи сверх этой усредненной нормы воспринимаются с искажением.

3. Распространенный миф, что запах кофе освежает восприятие, — только лишь миф. Чтобы «обновить» свои рецепторы, выбирая аромат из множества, достаточно выпить стакан чистой воды.

4. При заложенном носе человек испытывает печаль и даже может погрузиться в депрессию: отсутствие привычного запаха еды нарушает его безопасную картину мира.

5. Почему чувствуется запах человека? Наше обоняние способно распознать даже такие тонкие отличия, как потоотделение от страха или физических тренировок. Неудивительно, что мы чувствуем других людей носом.

6. 30-недельный плод в утробе матери в состоянии различать запахи.

7. Во сне запахи воспринимаются и анализируются хуже, чем световые или звуковые раздражители. Поэтому утреннее пробуждение от аромата свежесваренного кофе — уловка маркетологов, а не реально существующая ситуация.

8. Женщины чувствуют оттенки запахов гораздо острее, чем мужчины. Вероятно, это связано с более подвижной и реактивной нервной системой прекрасного пола.

Существует ли универсальный аромат?

Сложность системы обоняния человека и ее тесная взаимосвязь с личным жизненным опытом и вкусовыми предпочтениями позволяет сделать вывод, что универсального аромата, нравящегося каждому, существовать не может. Это означает, что один и тот же запах кто-то посчитает приятным, а кто-то — отвратительным.

Тем не менее ученым удалось выделить ароматы, которые любят многие люди. Это преимущественно запахи, ассоциирующиеся с природой или едой:
- свежая выпечка;
- скошенная трава;
- запах прибитой дождем пыли;
- распиленное дерево и т. д.

Абсолютным рекордсменом среди предпочтений стала ситуация полного отсутствия выраженного аромата. Это объясняется большей концентрацией кислорода в воздухе, что дает организму заряд бодрости и сил.

Глубоко изучив теорию, парфюмеры бренда DIVINE AROMA создают продукты, которые на практике открывают чарующий мир аромаискусства настоящим ценителям через серию уникальных ароматических диффузоров и парфюмированных спреев. Соприкосновение с таким искусством — это возможность наполнить жизнь новыми приятными эмоциями и вдохновением.
Понравилась статья? Не забудьте поделиться с друзьями в социальных сетях.